Село Стогинское

Поход енисейских аборигенов по верхневолжским землям

Автор: Константин «Маргинал» Литвинов

Хорошее есть во всяком плохом. Вот и пандемия по-своему разрулила путешествия наших сограждан, переориентировав их с закрытой заграницы на Россию. В первую очередь под туристическую раздачу попал, конечно же, жаркий юг страны со всякими там побережьями и кипарисами. Но мы с уважаемым соратником по неравной борьбе со всем на свете Денисом Стяжкиным решили по обыкновению пойти поперёк современных летних трендов и отправились в глубинку страны, а именно – на Верхнюю Волгу. Ещё конкретнее – в Ярославскую область.

ПОЧЕМУ ТУДА?

Вообще-то мы поехали на рыбалку. Есть там речка Лахость, впадающая в речку Которосль, которая в свою очередь впадает в Волгу-матушку. Казалось бы, рыбачь – не хочу. Но поскольку рыбаки мы весьма условные, то и цели были скорректированы: главным для нас было увидеть обычный российский регион по цепочке «губернский город – уездный город – село – деревня». Плюс у Дэна были и свои причины ностальгического характера, поскольку с некоторыми населенными пунктами у него связаны воспоминания о солнечном детстве. Именно поэтому наш путь лежал именно в указанную губернию, а не в какую-нибудь иную.

ЯРОСЛАВЛЬ НЕСОВРЕМЕННЫЙ

В губернском городе мы пробыли недолго – переночевали и к полудню уже выехали «на периферию». В последние годы мне пару-тройку раз доводилось бывать в Ярике и какое-то впечатление об этом городе у меня уже составилось, а в этот раз лишь подтвердилось. По виду Ярославль вполне себе столичный, со своим лицом, центр радует симметрией, шириной главных улиц, местным «Арбатом» (ул. Кирова), Кремлем и, конечно же, Волгой. Из минусов – обшарпанность домов, включая исторические постройки, неухоженность тротуаров, разбитость дорог и нехватка круглосуточных магазинов. Вот мы, например, приехали из Москвы в 11 вечера, заселились в типовую советскую гостиницу «Турист» (на два номера один санузел, после 12 ночи из здания не выйти – суровый швейцар просто закрывает двери, ему тоже спать хочется), а в околотке – ни одного магазина на несколько километров. С трудом нашли дежурную аптеку и купили на ужин каменный гематоген. Всё для дорогих гостей города, в общем.

Утром же, протопав битый час в направлении, любезно указанном местными, мы всё-таки нашли тот самый «Арбат», где уже распахнули свои веранды несколько кафе. Плотный завтрак по московским ценам – и мы на пути к следующему пункту нашего движения.

ГАВРИЛОВ-ЯМ УЕДИНЕННЫЙ

На такси до города Гаврилов-Ям из Ярославля ехать где-то полчаса и эта поездка обошлась нам менее чем в тысячу рублей. Даже не знаю, является ли этот 16-тысячный городок типичным для России. Скажем, в Красноярском крае есть такие уездные населенные пункты, что даже слово «трэш» не выразит всю степень их богооставленности. А в Яму всё-таки сохранилось оборонное предприятие, позволяющее этому городу продолжать носить статус «живого», а не «умирающего».

В Гаврилов-Яму спокойно и малолюдно. Центр от окраин практически неотличим, что скорее хорошо, поскольку такое явление как трущобы на задворках там отсутствует в принципе. Окраины плавно переходят в поля и леса – гуляй, сколько хочешь! Впрочем, сохранился и центральный парк, имеющий даже некое очарование в своём картинном запустении и некоторой заброшенности. Например, там наличествует типовой советский концертный зал под открытым небом с деревянными скамейками и большой сценой, изрисованной неприличными картинками. Художественная самодеятельность жила и живёт, пусть и видоизменяется со временем. Конечно же, я сразу полез на сцену и выступил оттуда со стихами Кузи УО для многомилионной youtube-аудитории.

А ещё в Яму нет гостиниц от слова «почти». Одна как бы есть, «Карат» называется, но она и не совсем гостиница, и не совсем в городе. Двухэтажный домик с четырьмя (по-моему) комнатами, общей кухней и общим совмещенным санузлом с приличной душевой. Сутки пробыли в «Карате, а потом сняли квартиру стоимостью 800 рублей в день. В общем, не жалуют туристы Ям, хотя там открылись разные музеи – ямщика, глины и т.п. Посетить не удалось – пандемия, всё закрыто.

Сходили мы и на Которосль, конечно. Погулять и на рыбалку. Прежних пляжей нет, берега зарастают травой и кустарником, но всё-таки рыбацкие места сохраняются. За пять часов рыбной ловли пойманы и отпущены на волю две единицы – одна плотва и одна уклейка. Нормальный результат.

 

Запомнилось также то, что в Гаврилов-Яму почти все встречные провожали нас пристальными взглядами – как пешеходы, так и водители. Вроде бы ничем не выделялись, тем не менее горожане, судя по всему, безошибочно определяли приезжих на каком-то своём, неведомом нам метафизическом уровне. Не очень это приятно.

СТОГИНСКОЕ ПОТЕРЯННОЕ

Село Стогинское было для нас перевалочным пунктом на пути в деревню Путилово – ещё одно родовое поселение Дениса. Однако мы там задержались на часок, поскольку знали о наличии в селе заброшенной православной церкви Димитрия Солунского XVIII века постройки, которую большевики в мрачные 1930-е годы по каким-то причинам не смогли уничтожить полностью. Или не захотели, решив использовать строение в качестве складирования каких-нибудь овощных культур. В нашем Красноярске, например, у них всё получилось, с пятого взрыва великолепный кафедральный собор Енисейской губернии превратился в груду камней, и на его месте до сих пор торчит истукан в кепочке.

Церковь в Стогинском вполне может быть реставрирована, строение монументальное, в архитектурном и историческом плане тянет как минимум на объект культурного наследия. Искренне жаль, что за 30 постсоветских лет никто не взялся за восстановление архитектурного памятника. Сегодня же руины храма представляют собой иной памятник – потерянной дореволюционной России, память о которой стирали десятилетиями большевистские варвары.

В целом же Стогинское не производит впечатления вымирающего поселения. На главной площади – почта, сельпо, памятник Михаилу Кутузову, чему мы искренне обрадовались – всё-таки не очередной смутьян косоглазый, а великий полководец, победитель Наполеона. После этого и к селу начинает складываться положительное отношение. Жива глубинная Россия!

ПУТИЛОВО ПОГЛОЩАЕМОЕ

Почему и кем поглощаемое – об этом ниже. Вначале о гнусе. Короче, там оводы размером с воробьёв, и мне они категорически не понравились. Я как-то успел забыть об этом подвиде летающих плотоядных, но вот они напомнили о себе и помешали полноценно насладиться природой и чистым воздухом с ароматами трав и деревьев.

От Стогинского до Путилова дошли пешком меньше чем за час. В самой деревне, кстати, гнуса почему-то меньше, но стоит чуть отойти – только держись. Искали мы там озерцо с карасями и речку с окунями. Как нам объяснили, лет 15 назад озерцо угостили какими-то вредными веществами, и теперь его просто нет, осталось заросшее борщевиком болото. Кстати, впечатление такое, что борщевик там является основной полеводческой культурой – целые гектары этого ядовитого растения привольно разрастаются до уровня выше человеческого роста.

Речка Лахость тоже уже не та, что двадцать лет назад. Измельчала, покрылась тиной, заросла кувшинками, помутнела. С трудом, пробираясь через заболоченные участки и борщевик, нашли рыбацкое место, за 3 часа наличествовала одна единица улова – окушок. Отпущен на волю, к семье.
А теперь к подзаголовку. Деревня Путилово хоть и жива, но явно мельчает. Сложилось впечатление, что природа отвоёвывает свою территорию, превращая пахотные поля в «борщевицкие» леса, а некогда живописные окрестности Лахости – в поросшие чепыжами1 участки земли. Впрочем, может быть природа здесь не при чём? Озерцо ведь люди уничтожили. Да и речка не могла ни с того ни с сего потерять свою кристальную чистоту. Может, в неё тоже сбрасывают какие-нибудь отходы человеческой жизнедеятельности? Этот вопрос остался открытым.

Ещё в Путилово обнаружили заброшенную ферму. Хорошее место для отдыха в жаркий день, там полумрак и прохладно. Рядом расположена новая ферма, откуда как раз пастух выгонял стадо на вечерний выпас. Кстати, впервые вблизи увидел его работу: оказывается, необязательно даже иметь кнут для коровьей дисциплины и коня для пастушьей мобильности. Достаточно обычной палки и диких матов из лужёной глотки специалиста по выпасу, чтобы скотина усвоила, куда ей следовать. Ну что же, прогресс коснулся и пастушьего дела, а всяческие архаизмы и атавизмы уходят в прошлое. Впрочем, может он пропил кнут, а кони в Путилове закончились? Ещё одна загадка, в общем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Познавательная поездка, ещё раз спасибо за неё пандемии и вновь возникшему занавесу (пусть и карантинному) на границах нашей страны, иначе отправились бы куда-нибудь в Среднюю Азию, Молдавию или Турцию. Хорошо, что довелось ещё раз своими глазами увидеть, как живут российские уезды. Депрессивный Красноярский край в своё время я объездил вдоль и поперёк по своим журналистским делам, а вот с жизнью периферии центрального региона России зримо познакомился впервые. А это полезно, ибо следует знать ту страну, в которой живёшь, не только со стороны фасада или из окна квартиры – в этом моё твёрдое убеждение.
——————————————————

1 Чепыжи (верхневолж.) – кусты (напр.: «чего ты там дрягаешься в чепыжах, мудак?»).

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *