«МОНМОРАНСИ»: Александра Лаэртского на «Эхе Москвы»

«МОНМОРАНСИ»: легендарные аудиостримы Александра Лаэртского на «Эхе Москвы»

В далеком 1992 году на такой же молодой, как российская демократия, радиостанции «Эхо Москвы» впервые вышла в эфир авторская программа Александра Лаэртского «Монморанси». К тому времени известность самого автора была уже достаточно велика: музыкальные альбомы Лаэртского расходились по стране огромными тиражами, а один из них – «Пионерская зорька» – был удостоен высокой чести быть включенным известным музыкальным продюсером А. Кушниром в собственный авторитетный реестр «100 магнитоальбомов советского рока».

Но в данном случае Лаэртскому – абсолютно оригинальному, блистательному автору-исполнителю своих песен – предстояло проявить себя на ниве радиожурналистики. Да не просто проявить, а работать в прямом эфире, ибо это подразумевала сама концепция «Монморанси». Нечего и говорить, что общение с аудиторией посредством телефонных звонков само по себе непросто, плюс это пришлось делать человеку без малейшего опыта подобной работы. Давайте разберемся с тем, что в итоге получилось у Александра.

Уже тот факт, что «Монморанси» еженедельно выходила в эфир на «Эхе» в течение девяти лет говорит о том, что программа нашла своего слушателя. Мало того: Лаэртскому удалось создать то, что не имело и, возможно, уже никогда не будет иметь прецедентов на российском радио (с зарубежным я практически незнаком). Итак, эфиры «Монморанси» подразумевали (хотя и не в обязательном порядке) приглашение гостей. Авторская концепция программы заключалась в том, что студию посещали как известные более-менее широким массам люди, так и вовсе вымышленные персонажи, в роли которых вне кадра выступал вообще неведомо кто. Скажем, частым гостем программы был некий «Сиамский близнец Энжелс и Торшен» – человек с одним туловищем и двумя головами, одна из которых, правда, всё время спала. В одном из эфиров этот самый сиамский близнец якобы вернулся из Албании и увлеченно рассказывает о жизни в данной стране, периодически зачитывая «письма», написанные ему албанскими поклонниками. Эти письма, кстати, отдельные произведения искусства, находите, читайте и слушайте.

Чтобы подчеркнуть весь градус зашкаливания непонятно чего в «Монморанси» приведу для примера ещё несколько тем эфиров и имён гостей программы:

– Доктор биологических наук Герман Витольдович Козявко: «Проблемы конвергенции и дивергенции в животном мире»

– Сиамский Близнец: «Межзубная струя и межзубная струйность. СОП»

– Заслуженный учитель России Назар Ефимович Клычок: «Об официальной отмене азбуки Морзе, о введении евровалюты и как эти вещи связаны»

– Человек, сменивший множество профессий, ныне – водитель автобуса ЛиАЗ Дмитрий Яковлевич Геббельс

– Юрий Романович Сукк, главный консультант Научно-исследовательского института Матери и Отца, активист движения «Безъядерному веку – непорочное зачатие»

Думаю, уже можно оценить, насколько были разрушены всякие границы возможного в этой программе. Несмотря на это, быть приглашенным в студию «Эха» самим Лаэртским почитали за честь многие известные люди – политики, музыканты, общественные деятели. Одним из самых запоминающихся эфиров стала беседа с оперным певцом Эриком Курмангалиевым. Без нескольких цитат невозможно понять, ЧТО это был за эфир.

Лаэртский: Это известный достаточно певец Эрик Курманг…
Курмангалиев: Достаточно? Ты охуел блядь?!

Лаэртский: Вид со сцены на Большой театр, если выйти на сцену, он впечатляет?
Курмангалиев: Абсолютная хуйня полная…

Лаэртский: Как вы относитесь к профессии «искусствовед»?
Курмангалиев: Я вижу хуи какие-то летающие, левитирующие…

Прошу учесть – всё это шло в эфир в прайм-тайм! Программа была хоть и ночная, но в «хлебный» период с субботы на воскресенье.

Как и сиамский близнец, частым гостем (а иногда и соведущим) «Монморанси» был музыкант Кирилл Немоляев из группы «Бони Нем». Одной из наиболее запомнившихся мне тем эфира был вопрос о якобы грядущем запрете питания в поездах дальнего следования. В смысле – в поезд нельзя брать свою еду вообще, а питаться следует только в вагонах-ресторанах, число которых будет увеличено до 7-8 в каждом составе. Пользуясь современной терминологией, хайп поднялся неимоверный! В эфир звонили пенсионеры, возмущались, а Лаэртский с Немоляевым в свою очередь «возмущались» тем, что люди воняют своими «жареными курочками» и облупливают «яички» на глазах у тех, кто не может себе этого позволить, заставляя тем самым дополнительно страдать неимущих пассажиров. Кстати, в этой программе принимала участие и «почетный железнодорожник Агафья Нарезка», но поскольку она «очень скромна», то так и не сказала за эфир ни слова (никакой «Нарезки» в студии, конечно, не было вовсе).

Также гостями «Монморанси» были такие известные люди, как лидер ЛДПР Владимир Жириновский и Сергей «Паук» Троицкий из «Коррозии металла», музыканты группы «Хуй Забей» и писатель Эдуард Лимонов, депутат Государственной думы Сергей Бабурин и великий магистр ордена куртуазных маньеристов Вадим Степанцов из группы «Бахыт-компот»…

Последний эфир «Монморанси» состоялся в 2001 году, гостем был лидер группы ДК Сергей Жариков, и то, что тогда произошло, явно переполнило чашу терпения главного редактора «Эха» Алексея Венедиктова, который взял и свернул эту лавочку (на следующий эфир Лаэртский хотел пригласить редактора газеты «Завтра» Александра Проханова). Впрочем, об истинных причинах прекращения выхода программы нам неизвестно.

В любом случае – сделано было немало, проект реализован на сто процентов и благополучно закрыт. Нам теперь остаётся находить эфиры «Монморанси», которые остаются, хоть и в ограниченном количестве, на просторах мировой паутины, и наслаждаться этой гранью таланта великого Александра Лаэртского.

Ну и напоследок несколько слов о заголовке моего текста. Почему я провёл аналогию проекта «Монморанси» со столь популярными сегодня стримами на youtube и в иных соцсетях? Да потому, что как и Лаэртский в своей программе, ведущий на стриме делает всё, что пожелает, его чат и голосовые сообщения при донатах – это приём сообщений на пейджер и звонки в прямой эфир во времена «Монморанси». Именно поэтому формат прямых эфиров на радио объективно уходит в прошлое, ведь сегодня каждый может быть ведущим прямого эфира. По аналогии с Карлсоном – каждый имеет право быть Лаэртским. Но вот сможет ли? Время покажет, но вот скоро стукнет уже 20 лет с момента последнего эфира «Монморанси», и никто даже не приблизился к той высоте, на которой установил планку Александр Лаэртский.

В настоящее время легендарный ведущий и музыкант тяжело болен. Пожелаем ему здоровья!

 

Автор: Константин «Маргинал» Литвинов.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *